«Формирование навыков здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
«Здоровье-это та вершина, на которую человек должен подняться сам»
И.Брехман.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:
"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
Цель и задачи работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
- придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих и сохраняющих здоровье.
- формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
- формирование валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Развивающие формы оздоровительной работы
В младшей и средней группе: дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
В старшей группе к этому добавляются силовые упражнения, элементы спортивных игр,
Оздоровительные занятия, беседы.
Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье. Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.
Итак, в течение года дети получают элементарные знания о строении своего организма и навыках здорового образа жизни.
Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности:
Н.А. Хворых, старший воспитатель.
Формирование здорового образа жизни
у детей младшего школьного возраста.
За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологические перезагрузки в школе и т.д. По статистике в школах всё меньше здоровых детей, и это волнует нас педагогов. Известно, что состояние здоровья – важное условие успешного усвоение школьных программ, а так же решающий фактор качества обучения. Школе предстоит решить эту актуальнейшую проблему. Одним из подходов к решению этой проблемы в нашей школе явилось создание классов «Здоровья и развития».
Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.
Интересную технологию обучения на основе двигательной активности, решающую часть проблем по сбережению здоровья детей, разработал доктор медицинских наук, профессор и врач В. Ф. Базарный. Академией медицинских наук методика признана научным открытием и рекомендована к использованию.
Обучаясь в школе, ребенок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечет за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов для снятия усталости является периодическая смена поз, переход из позы «сидя» в позу «стоя».
Очень эффективным являются специальные упражнения для глаз. Это – пальминг, движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательные траектории» для движения глаз вверх-вниз, влево–вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнение это выполняется стоя 10-15 раз. Зрение детей укрепляется, по результатам обследования, у некоторых детей зрение стабилизируется, ни у одного оно не ухудшилось. Важное место в системе «физкультминуток» занимает психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, умение общаться, выражать свои чувства, изжить страх. Один из приемов расширения зрительно – пространственной активности – работа с расположенными на стенах класса карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т д.(размер предметов от 1-3 см). По просьбе учителя дети выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображение предметов, в названиях которых есть нужный звук, составляют из слов написанных на карточках, предложения и т д.
Очень полезны и эффективны уроки, проводимые на открытом пространстве. В начале учебного года особенно в первом классе проводятся уроки математики, окружающего мира, чтения, изо, физкультуры на территории школьного двора. Находясь на школьном дворе дети упражняются в счете, ищут предметы разных геометрических форм, отыскивают и называют предметы, разные по размеру, знакомятся с сезонными изменениями в природе, создают «живые» буквы и цифры.
Кроме физического и умственного развития при соприкосновении рук возникает чувство защищенности, близости. Не зря в народной русской педагогике придавали огромное значение хороводам.
Я стараюсь на уроках активно формировать у детей здоровый образ жизни непосредственно на уроках русского языка и математики, трудового обучения, чтения, изо, а не только на уроках физкультуры и окружающего мира.
Большая работа проводится и с родителями учащихся для формирования здорового образа жизни ребенка. Во время родительских собраний регулярно проходят встречи с врачом, психологом школы по профилактике заболеваний, соблюдению правильного режима дня и т д. Мы проводим «Дни здоровья», спортивные праздники, загородные прогулки. Такие мероприятия, способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения учащихся данного возраста.
На классных часах мы говорим о пользе растений, которые нас окружают (подорожник, малина, алоэ, ромашка, овощи - кладезь витаминов) узнают о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя, курения, наркотиков, беседуем о том, как уберечь себя от простудных заболеваний.
Это только часть той большой работы по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе, которая проводится и будет проводиться в школе. Ведь без здоровых детей у страны нет будущего.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровое питание для школьника
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подходс учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд,но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он долженполучать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен естьне менее четырех раз в день, причем на завтрак, обеди ужин непременно должно быть горячее блюдо.Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка.Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использоватьне картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту).За день школьники должны выпивать не менееодного-полутора литров жидкости, но не газированной воды,а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильныйзавтрак — ведь они лично контролируют этот процесси могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в деньребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий,в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будутстимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,—это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса,а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в томчисле и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%.Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и всеостальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащийзамене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметьв виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшимиих поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условийих правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
Принципы сбалансированного питания
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55%из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
Рекомендации:
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!